Кто не мечтал хотя бы однажды воочию
взглянуть на легендарный британский лайнер «Титаник», трагическая история
которого (в начале 20-го века) поразила весь мир? Думаю, многие хотели бы. Но,
к сожалению, это невозможно, т.к. обломки этого трансатлантического парохода
лежат глубоко на дне океана, и не могут быть подняты на поверхность в целости.
Однако, мало, кто знает, что похожая
история случилась со шведским боевым кораблем Васа (Ваза) в 17 веке. Он затонул 10 августа
1628 года в своем первом плавании. Но, в отличие от Титаника, Васа был поднят с
морского дна на поверхность в 1961 году. И, несмотря на то, что корабль пролежал
под водой три столетия, он хорошо сохранился. Теперь это единственный в мире
представитель кораблей такого типа флота 17-го века, сохранившийся до наших дней.
История корабля Васа
До наших дней сохранилось очень мало
информации о трагической истории этого затонувшего корабля. В документах 17-го
века, практически, нет упоминаний о гибели судна, как будто его и не
существовало вовсе. Лишь несколько скупых слов в хронике трагического дня 1628
года и письмо к королю Густаву II Адольфу одного из его приближенных. Что
весьма странно, поскольку Васа был не простой боевой корабль. Уже при
строительстве он получил звание «королевский».
А началась эта история в 1625 году,
когда в Европе шла тридцатилетняя война католиков с протестантами. Король Швеции
Густав II Адольф, воевавший на стороне немецких протестантов, отдал приказ на
строительство нового боевого судна для шведского флота и подписал контракт с
Хенриком Хюбертсоном, голландским кораблестроителем. После смерти Хюббертсона в
1627 году строительство продолжил его преемник судостроитель Хайн Якобссон.
Новому кораблю предназначалось стать
самым крупным и тяжеловооруженным кораблем среди всех кораблей стран, имевших выход к Балтике. Название
«Васа» кораблю было присвоено в честь королевской династии Васа (Ваза).
Можно представить, с каким размахом
велось строительство. На строительство корабля было срублено примерно 1000
дубов. В постройке было задействовано более 400 человек, среди которых были
первоклассные плотники, кузнецы, маляры, столяры и др. Король лично принимал
активное участие в строительстве. Через три года, корабль Ваза был полностью готов и
летом 1628 года отбуксирован к королевскому дворцу.
Васа был самым крупным и роскошным
кораблем Европы того времени. Его высота – 52,5 м., длина – 69 м., высота кормы
– почти 20 м. Судно было украшено большим количеством (около 700) разных фигур
в стиле эпохи барокко. Все фигуры были ярко расписаны, часть позолочены. Сюжеты
декора заимствованы из древнегреческой мифологии, библии, истории Рима. Это
придавало облику корабля поистине праздничный и магический вид.
Еще более впечатляющим по тем
временам было оснащение корабля, в том числе
64 бронзовые пушки, порох, различные виды ядер для ведения морского боя и т.д.
В день отплытия ничего не предвещало
беды. Это был воскресный августовский день. Стояла ясная погода, ветер был слабый,
но порывистый. На борту корабля находились 100 человек экипажа, а также их
жены, дети и другие родственники, поскольку планировалось грандиозное торжество
в честь первого плавания. Корабль направлялся в первое путешествие в военно-морскую базу Эльвснаббен
недалеко от Стокгольма. Капитаном корабля был Сефринг Хансон.
За отплытием корабля наблюдала
большая толпа горожан. Присутствовали также иностранные послы. Это было
грандиозное событие. После выхода в открытое пространство и постановки парусов Васа отсолютовал
собравшимся горожанам бортовым залпом и отправился в свое первое-последнее
плавание.
Корабль Ваза смог преодолеть лишь
небольшое расстояние и затонул у острова Бекхольмен у входа в Стокгольмскую гавань,
проплавав всего пол часа. Ветер начал кренить корабль сразу после выхода корабля на открытое пространство бухты.
Примерно в 100 м от острова Бекхольмен очередной сильный порыв ветра накренил
судно так, что вода хлынула через открытые пушечные порты. Корабль начал тонуть.
Несмотря на то, что матросы других
кораблей быстро прибыли на место катастрофы на парусных и гребных лодках,
спасти удалось не всех. Корабль очень быстро ушел под воду, еще до прибытия
помощи. По разной информации погибло от 30 до 400 человек.
Причины гибели корабля Васа
Истинные причины трагедии шведского «Титаника»
17-го века точно не известны. Королевский суд Швеции выдвигал несколько версий
– алкогольное опьянение и халатность капитана и членов экипажа, плохое
крепление пушек, недостаточно балласта, ошибки в расчетах при строительстве
корабля и др. версии. Капитан и
некоторые кораблестроители были арестованы на время следствия. Все нити
расследования вели к королю, поскольку он утверждал размеры, издавал все
приказы. Возможно, по этой причине суд не признал никого виновным в этой трагедии.
После поднятия корабля на поверхность,
стало очевидно, что пушки были хорошо закреплены, балласта было столько,
сколько позволяло место. Очевидно, что все же были ошибки в расчетах при
строительстве судна. В то время не умели делать чертежи кораблей. Строительство
велось на основе опыта кораблестроителей с использованием основных размеров кораблей
и его частей. Иногда предварительно строилась уменьшенная версия корабля (но не
в случае с кораблем Васа). Кстати, после этой трагедии в Швеции стали строить корабли по принципу английских кораблей.
Достопримечательности Стокгольма - Васа в наши дни
Сегодня Васа выглядит также как и
три столетия назад. Конечно, сейчас его облик не такой роскошный, как прежде.
Некоторые мачты сломаны, пострадала одна из двух палуб. Резные фигуры, детали
почти все отпали, но позже были обнаружены на морском дне и возвращены на место.
После того, как корабль был поднят в 1961
году, он был законсервирован, отреставрирован и помещен в специальный музей на одном
из центральных островов Стокгольма. Причем, семиэтажное здание музея возводили вокруг
корабля.
Теперь этот музей - одна из самых
известных достопримечательностей Швеции. Главный экспонат музея - корабль
Васа. С семи этажей, напоминающих палубы
корабля, можно разглядеть все детали корабля.
В специальных витринах подлинные вещи
с этого корабля – посуда, одежда, обувь, медицинские принадлежности,
курительные трубки, золотое кольцо, монеты и даже нарды. На корабле также
сохранился запас продовольствия.
Благодаря этой трагической истории с
кораблем Васа, стало известно, как жили и питались моряки 17-го века. Размеры кают и
обнаруженные вещи свидетельствуют, что люди в 17-м веке были намного более
мелкими и низкорослыми, чем сейчас. А ведь на корабле находились военные моряки
– крупные, крепкие, по тем временам, парни.
Всем, кто отправляется в путешествие
или на отдых в Швецию, рекомендую посетить музей корабля Васа, не раздумывая.
Комментариев нет:
Отправить комментарий